Принцип функционирования воздушных компрессоров полностью определяется их конструкцией. И знание устройства эксплуатируемого прибора поможет не только грамотно его использовать, но и своевременно определить момент возникновения неисправностей.
Несмотря на различные модификации в целом промышленные компрессоры похожи своей конструкцией. Все модули и узлы агрегата можно классифицировать по группам, в зависимости от задач, которые они исполняют.
- Цилиндровая группа. В нее входят сами цилиндры, их втулки, уплотнения штока и крышки.
- Механизм движения. Состоит из рамы, картера, шатунов, коренных подшипников, маховика, коленчатого вала, крейцкопфов.
- Поршневая группа. Это сами поршни, поршневые кольца и штоки.
- Распределительная группа. Роль распределения выполняют клапаны.
- Система регулирования. В нее входят элементы, отвечающие за регулировку производительности агрегата, такие как трубопроводы, цилиндры «мёртвых» зон, вспомогательные клапаны.
- Система охлаждения. Состоит из промежуточного и концевого холодильника для сжатого воздуха, трубопроводов.
- Смазочная система. Это масляные насосы, фильтры, маслоотделители с маслопроводами, холодильники для масла.
- Группа установки модулей управления. В ее составе щит управления, привод, воздушные фильтры, воздуховоды, ресиверы и ограждение.
Очевидно, что общий конструктив воздушного компрессора обладает конфигурацией, свойственной как паровым двигателям, так и двигателям внутреннего сгорания, и основана на принципе движения механизмов. Основным отличием является сам рабочий орган воздушного компрессора, который отвечает за нагнетание давления в сжимаемом воздухе. В соответствии с чем рассматриваются два типа агрегатов – поршневой и винтовой.
Устройство воздушного компрессора поршневого типа
Первая группа воздушных компрессоров производит сжатый воздух посредством поршневой группы. В данном случае поршни изготавливаются из различных металлов, в зависимости от уровня давления. Устройство, способное нагнетать до 6 Мн/м2, обладает чугунными поршнями, до 15 Мн/м2 — из литой стали, для более высоких показателей — из кованой стали. В процессе их движения вверх-вниз и создается повышенное давление сжатого воздуха.
Такие устройства крайне нуждаются в качественном охлаждении, т.к. в процессе сжатия выделяется большое количество тепла. В большинстве случаев используется воздушная вентиляция внутренних узлов, но более эффективным считается водяное охлаждение.
В составе поршневой группы подобного типа компрессоров могут быть одноступенчатые и одноцилиндровые или многоступенчатые и многоцилиндровые узлы. Обладающие большим количеством цилиндров агрегаты способны увеличивать объем производимого сжатого воздуха. Многоступенчатые используются в тех случаях, когда требуется высокое давление.
Устройство винтового воздушного компрессора
Винтовые компрессоры же в качестве рабочего органа имеют винтовой блок, функционирование которого заключается в соединении двух роторов, совершающих разнонаправленные вращательные движения. Они крепятся на корпусе, который обладает асимметричным профилем. Винтовая пара осуществляет нагнетание воздуха и одновременно производит его сжатие. По достижении установленного давления происходит обработка воздуха, всасывание и выпуск.
Дополнительное оборудование
Для достижения высокой эффективности работы компрессорного оборудования, в их комплектацию включаются устройства, отвечающие за воздухоподготовку, разнообразные фильтрационные системы и иная техника, призванная улучшать как производительность воздушных компрессоров промышленного предназначения, так и повышать их продуктивность.